Воспоминания Анны Бессоновой
Воспоминания участницы Трансгималайской экспедиции 2006 года
Анны Бессоновой
Красота гор несравненна. А если это самые высокие горы в мире, сверкающие наивысшими вершинами, то их красота не только захватывает воображение, но и духовно очищает и внутренне успокаивает, делает сильнее для дальнейшего движения по дороге жизни. Николай Рерих писал об очищающей духовной мощи таких гор, которые своим неприступным и гордым видом увлекают воображение человека: «и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении».
Вот почему, не раздумывая, я решила участвовать в Трансгималайской экспедиции, которую организовало Общество культурного и делового сотрудничества с Индией во главе с поэтом и индологом Александром Сенкевичем.
Вершины Гималаев, как впечатляюще образно сказал поэт, - это окаменевшие всплески необузданной страсти влюбленной в Космос Земли. Наконец-то позади шумный бурлящий людьми Дели. На джипах мы стремительно приближаемся к гималайской долине Куллу, к селенью Наггар, где долгое время жила, в поисках входа в легендарную страну счастья Шамбалу, семья Рерихов. И где закончил свой земной путь ее глава, великий художник Николай Рерих. По пути к этому гималайскому селенью, вознесенному почти под самые облака, мы окунаемся в водоворот красок, песен, ритмов и древних танцев. Ведь долина Куллу готовится к самому своему большому празднику индусов - дашейра. В дни этого праздника сотни индусских богов приходят на поклонение главному богу долины - Раме. Идут они, естественно, не сами, а их несут в красочных паланкинах из многочисленных гималайских деревень и селений местные жители в домотканых одеждах и ярких шапках «кулу». Это их домашние боги-покровители, которым на протяжении года поклоняются в деревенских храмах. Сколько в долине Куллу деревень - столько и богов. Вот почему долину называют в Индии долиной богов.
Долина Куллу упоминается в легендарном эпосе Махабхарата. Ведь здесь находились в изгнании братья Пандавы, сумевшие отстоять на земле законы добра и справедливости. Именно в этих краях зацепился за гималайскую вершину во время потопа ковчег прародителя нового человечества - святого Ману. Именно здесь, на берегах реки Биас, остановилась, потрясенная духовной мощью индийцев, непобедимая армада Александра Македонского. Разве можно покорить божественную мудрость?
Кедровые и сосновые леса долины, сверкающие на солнце вершины гор, полыхающие белым светом цветения яблоневые сады - все эти приметы божественной чистоты и чарующего великолепия заставляют смотреть на мир и себя совершенно иными глазами. Даже голые и суровые в своей обнаженности скалы отмечены здесь священными знаками иного возвышенного и светлого мира. А легенды долины уносят в бесконечный Космос. Недаром сюда на протяжении веков стремились со всех концов света искатели мудрости и истины, подвижники справедливости, ценители нерукотворной красоты.
Временами мне становилось не по себе от радостного ликующего сознания того, что я нахожусь на земле великих Учителей человечества - святых риши, таких бессмертных мудрецов, как Ману, Вьяса, Вашишта, Джасдолма. А Падмасамбхава, как его называют второй Будда, отсюда принес на Тибет буддийское учение.
В пещере Падмасамбхавы высоко над озером Ривалсар я погрузилась в глубокую медитацию. Стоит ли говорить о том, что, выйдя из пещеры, я почувствовала, как мое тело изнутри омывает солнечный свет, а мое сознание соприкоснулось с вечностью.
На перевале Рохтанг, за которым Малый Тибет и прямой путь к Великим Гималаям, и где Небо припадает в долгом поцелуе к Земле, открылся мне момент истины. Настоящая жизнь существует только в преодолении бесконечных омрачений сознания и раскрывается, как бутон цветка, в восхождении духа.
Монастырь тантрического буддизма Шераблинг, находящийся в другой гималайской долине Кангра, помог окончательно понять свои ощущения, разобраться в хаосе впечатлений. Этот монастырь был построен здесь в память разрушенного в Тибете китайскими войсками монастыря Палпюнг. Новый монастырь был основан в конце 70 -х годов и расположен на 30 акрах земли. В нем проживают более четырехсот монахов и монахинь. Деятельность этого монастыря включает четыре направления: духовное развитие согласно тибетской традиции кагъю, образование, здоровье и культура.
Недалеко от монастыря Шераблинг в местечке Сидхпур находится резиденция Карма Па Семнадцатого, сравнительно недавно бежавшего из оккупированного китайцами Тибета.
Мое участие в Трансгималайской экспедиции - первый шаг, который я сделала по дороге в мир новых идей и образов. Это первый прорыв из повседневности, это первая встреча с заоблачной Индией. Чувство, которое я испытала, соприкоснувшись с величием Гималаев, невозможно передать словами, Оно на самом донышке души.