Экспедиции в Тамил наду
ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРНОГО И ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ИНДИЕЙ
ПРИГЛАШАЕТ ВАС В экспедиции в Тамил Наду
(Январь - февраль 2015 года)
Внимание! Количество вакантных мест ограничено!
Заявки на участие в экспедиции присылайте на адрес электронной почты: info@russia-india.com
Первые шаги на земле Индии в Мадрасе, ныне Ченнай, столице штата Тамил Наду. Это центр древнейшей мировой религии - индуизма. Здесь же находится основанная Еленой Блаватской в XIX веке штаб-квартира Теософского общества. Она располагается в роскошном парке на берегу реки Адьяр. После - путешествие в Ауровиль - экспериментальное поселение Миры Ришар, Матери, ученицы Ауробиндро Гхоша. Это сообщество нового типа, где представители 50 национальностей работают над интересными экологическими, социальными и культурологическими проектами.
Вы посетите также древнюю столицу тамилов - Мадурай и священные города Тричи и Танджавур.
К Вашим услугам пляжи Махавалипурама и посещение древнейших скальных храмов.
1 день - Прибытие в Ченнай, размещение в гостинице на Коромандельском побережьи в 40 километрах от Ченнай.
Ченнай (Мадрас) сравнительно молодой город возник в 1639 г., когда Ост – Индийская компания начала строительство около деревни Мадрас первого английского укрепленного пункта. Представитель Британской Ост - Индийской компании, Франсис Дэй, получил разрешение в то время от махараджи Вижаянагара на строительство форта вблизи рыболовецкого поселка Мадирашпатам и создание поселения, которое впоследствии было названо Ченнапатнам в честь отца махараджи (или правителя) Chenna Nayak. К северу от этого укрепленного крепостными стенами города – Ченнапатнам – вскоре появился город, заселенный индийцами. В отличие от первого “белого” или “христианского города” этот город был назван “черным”. Ченнапатнам был построен на месте теперешнего форта Сейнт Джордж. Хотя от старого города ничего не осталось, имя его еще сохранялось. Тамилы вплоть до сравнительно недавнего переименования города (Мадрас) продолжали называть его Ченнай. В течение более трех столетий со дня его создания город постоянно растет вдоль побережья, поглощая одну деревню за другой. Их названия сохраняются в качестве названий районов города. В 1522 г. португальцы создали новое поселение – Сан Том - к югу от Форта Сейнт Джордж. В 1749 г. поселение было отдано англичанам и стало частью города.
Здесь берет истоки и искусство храмовой скульптуры, являющееся одновременно воплощением верований и мастерства тамильского народа. Мадрас – родина цивилизации дравидов, одной из древнейших культур на земле, владевших письменностью. Это город, где старина легко уживается с современностью. Названия многих улиц отражают продолжительную связь города с другими культурами, например: дорога Китайского базара, Армянская улица, улица Португальской церкви. В 78 году нашей эры в городе был казнен святой апостол Фома, но сегодня христианская вера отмечена присутствием множества церквей, среди которых кафедральный собор Сан Тома (св. Фомы). виден на приличном расстоянии. Фасад форта – яркий пример Британского колониального стиля. Здесь в Форте располагается правительство штата Тамил Наду, а также ряд учреждений союзного значения. Кроме того, в Форте находится музей истории Вест – Индийской компании.
2 день - Осмотр Махавалипурама и его достопримечательностей.
Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллава под названием Мамаллапурам (вероятно, назван в честь одного из царей). С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:
3 день- Посещение крокодиловой фермы. Поездка в Ченнай, осмотр мемориала апостола Фомы, форта Сент-Джордж и церкви Св. Марии, а также Национального музея и индусских храмов.
4 день - Осмотр Адьяра, штаб-квартиры Теософского Общества.
5 день -Посещение и осмотр Канчипурама.
Канчипурам или просто Канчи — древний религиозный и культурный центр Южной Индии, прозванный «городом тысячи гопур». На самом деле в современном Канчи 108 шиваистских и 18 вайшнавистских храмов. Время основания Канчипурама теряется во тьме веков. О древнем Канчипураме восторженно отзывались ещё Калидаса и Сюаньцзан. На протяжении полутора тысячелетий Канчипурам служил столицей тамильских династий Паллавов и Чола. Он был крупнейшим центром буддистской и джайнистской учёности. Считается, что именно в Канчи получили образование Бодхидхарма и Рамануджа. В XVII веке город разоряли Маратхи и Великие Моголы. В XVIII веке его трижды брали англичане и французы. В настоящее время Канчипурам
причисляют к семи священным городам индуизма, что привлекает в него множество паломников со всех уголков Индии. Канчипурам – один из семи сакральных и древнейших и городов Индии и на юге считается самым священным. Из этих семи городов три целиком посвящены Вишну, три – Шиве, а Канчи - им обоим. Место, где располагается город, известно с древнейших времён. В частности, оно упоминается в «Махабхасья», произведении, написанном Патанджали ещё во 2 в. до н.э. Говорят, что город получил своё название от того, что бог Вишну поклонялся («анчи») богу Брахме («Ка»), «пурам» же означает «город», отсюда – название «Канчипурам». В 7-8 в.в. годах здесь находилась столица государства Паллавов. Канчипурам часто называют «городом золотых куполов и тысячи храмов». Находясь в 70 км к юго-западу от Ченная, Канчипурам является одним из главных центров паломничества, особенно в период храмовых фестивалей, которые проходят с января по май. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях. Канчипурам известен и как «город шелка». Здесь работает множество фабрик и мастерских, где ткут шелк и вышивают сказочно красивые сари. В отличие от Варанаси, где преобладает машинное ткачество, Канчипурам славится шелковыми изделиями ручной работы. Этот город храмов имеет два ярко выраженных района – Шиваканчи (северная часть) и Вишнуканчи (восточная окраина города). В южной части, на другой стороне реки, находится комплекс джайнских храмов. Храмы города Храм Кайласнатха (Kailasanatha Temple). Этот посвященный Шиве храм - древнейший в Канчи. Он окружен стеной, опоясанной изнутри рядом ниш с фигурами богов и барельефами. Особое впечатление производят 58 небольших святилищ, посвященных божественной чете - Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше и Субраманья и другим божествам. Скульптуры храма, как и росписи носят скорее фантазийный, нежели традиционный характер. Главное божество храма, двуполое воплощение Шивы - Ардханаришвара представляет собой фигуру, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, а мужская половина изображена сидящей на быке Нанди. Шри Экамбарешвара (Sri Ekambaranatha Temple). С этим расположенным на 10 гектарах земли храмом связана изумительная история о его священном манговом дереве, обладающем целительной силой.
Местные жители утверждают, что дереву более 3500 лет и что именно под ним Шива явился Парвати после того, как она обратилась к нему с молитвой. На священном дереве четыре основных ветки, представляющие 4 Веды, а главное божество получило свое имя Экамранатха - «Бог мангового дерева». Украшением храмового комплекса, является 59-метровая башня гопурам, холл с 1000 колоннами, 540 из которых украшены изящной резьбой и галерея шивалингамов. Шри Камакши Амман (Sri Kamakshi Temple). Находящийся в центре города и наиболее почитаемый местными жителями храм Шри Камакши посвящен не Вишну и не Шиве, а Парвати в образе Камакши (исполняющей любовные желания). На большой мощеной территории храмового комплекса находится знаменитая золотая башня-гопурам с фигурой Камакши и Шри Чакрой - магическим круговым символом с мистическими надписями для совершения обряда поклонения. Здесь же танк - водоем для совершения омовений, два небольших храма Вишну и Аннапурны, а также мурти философа и мудреца Ади Шанкарачарья. Храм оживает в феврале-марте, когда на 9-й лунный день месяца проводится грандиозный фестиваль храмовых колесниц и в октябре-ноябре, когда празднуется день рождения Богини. Храм Вайкунтха Перумал (Vaikuntaperumal Temple) Построен в 7-8 веке, посвящен Вишну. Он имеет четырехэтажную башню с алтарями на каждом этаже, в трех из них Вишну представлен стоящим, сидящим и лежащим, а на самом верхнем помещен Гаруда. Песчаниковые стены отчасти выветрены, но скульптурные украшения темного гранита хорошо сохранились, особенно в закрытом холле – мандапа, где выделяются великолепными аркады со львами. В святилище Вишну посетители не допускаются, но можно попасть в “стоколонный зал” на первом дворе храма. Здесь, в тишине и покое возникает особое мистическое ощущение единения с Всевышним. Храм Варадараджа Свами (Sri Varadarajaswamy Tample) Это cамый большой храм в Канчипураме, построенный в 12 и расширенный в 16 веке. Храм Варадараджа один из важнейших, наряду с храмами в Тирупати и Шрирангаме, храмов Вишну в южной Индии. «Варада» означает «дающий благословение», «раджа» – «царь, правитель». Таким образом, «Варадараджа» означает «царь тех, кто даёт благословение». Варадараджа велик, на нём дорогие украшения, у него 4 руки, в котрых он держит раковину - «шанкха», диск - «чакра», дубинку - «гада» и лотос - «падма». Его супругу зовут Шри Перундеви (Лакшми), её храм немного меньшего размера находится справа от основного. Согласно легенде, изначальный образ Вишну хранится на дне священного водоема при храме. Фигуру извлекают из пруда раз в 40 лет, по случаю чего проводится грандиозный праздник длящийся 45 дней. В очередной раз это произойдет в 2019 году.
Интерес представляют также храмы Улагаландар, Виджая Рагхава (посвященный победе Рамы), Аштабхуджам (в честь восьмирукого Вишну), Кумара Коттам (в честь Шри Субраманья) и другие Канчипурам – известен своими шелками и сари текстильный центр Индии. Туристический офис расположен в Hotel Tamil Nadu. Помощь и информацию о монументах и памятниках можно получить в Archaeological Survey of India (рядом с Храмом Кайласнатха). Большинство храмов открываются на рассвете, а закрываются на закате, с перерывом с 12.30 до 16.00.
6 день - Поездка в Пондичери, осмотр ашрама Ауробиндо и Ауровиля. Посещение храма Матери.
Пондичери сейчас является союзной территорией Индии, в прошлом Понди был французкой колонией, и получил известность за то, что дал прибежище Шри Ауробиндо Гхошу, скрывшемуся в нем от преследования британских властей. В дальнейшем вокруг Шри Ауробиндо, который был не только революционером, но и йогином, вырос ашрам. В ашраме находится было место самадхи Шри Ауробиндо. Ашрам представляет из себя целый квартал, обувь надо снять и оставить в хранилище на противоположной стороне улицы. В ашраме прекрасный книжный, даже на русском что-то было. В 60-х годах 20 века Мать, соратница Шри Ауробиндо, при поддержке ЮНЕСКО организовала недалеко от Пондичери создание Ауровиля - города будущего.
Происхождение Пондичерри уходит своими корнями в легенды и мифы. Согласно одной версии, город когда-то назывался Ведапури и был центром ведической культуры и местом жительства Саджи Агастьи. Французский археолог профессор Джонвин Дуброил полагает, что ашрам Агастьи был на том самом месте, где сейчас расположено главное здание Ауробиндо Ашрама. В результате археологических раскопок в Арикамеду, в 6 км от Пондичерри, были найдены следы старинного портового города, явно доказывающие, что город имел торговые связи с Римом и Грецией в период с 100 до н.э. и 100 н.э. Пондичерри процветал и во время так называемого периода Чола, что доказывают находки чолских монет 11-го и 12-го веков. Такие чолские моеты и художественные изделия, найденные во время раскопок в Арикамеду, можно увидеть в Музее Пондичерри.
История современного Пондичерри начинается с прихода французов в 1673 году, которые правили большей частью Пондичерри в течение 281 года.
7 день - Поездка в Мадурай. Размещение в гостинице. Посещение храмов.
Этот город был столицей правителей Панди между 7 и 13 веками, после чего перешел в руки династии Виджаянагара. Правители Виджаянагара (из Хампи, северная Карнатака) разделили свое королевство на различные административные единицы под властью назначенных ими управляющих. Местный управляющий в Мадураи вскоре разорвал отношения со своими патронами и основал династию Наяка. Самым великим царем в ней был Тирумала (1623-60 г), построивший большую часть города и храм Минакши Сундарешвара. Каждый год, в день полнолуния в январе (Магха) проводится другой великий фестиваль, посвященный дню рождения Тирумалы Наяка, семнадцатого правителя Мадураи. Храмовые божества наряжаются в богатые одежды и украшаются драгоценностями, и совершают путь вместе с процессией по направлению к водоему в 5 км к востоку от города. Этот резервуар, названный Мариамман Теппакулам, имеет прямоугольную форму и ступени, спускающиеся к самой воде. Процессия движется от храма Минакши по главным дорогам Мадураи, пока не достигнет водоема Теппакулам. Здесь, с большой помпой, божества помещаются на плоты, украшенные масляными лампадками, и пускаются в плавание в сопровождении религиозной музыки. В самом центре водоема находится прекрасный остров квадратной формы с белоснежным павильоном, щедро украшенным цветами и светильниками по случаю фестиваля.
Храм Минакши Сундарешвара – один из самых известных храмов Южной Индии. Это огромный комплекс с двумя основными святилищами, одно для Минакши, другое для Шивы, с водоемом, несколькими другими дополнительными святилищами, коридорами и длинными рядами резных колонн. Весь комплекс обнесен высокими стенами с огромными воротами, или гопурамами, в центре каждой стены. Эти разноцветные гопурамы с обилием декора из оштукатуренных фигур видны с большого расстояния. Чтобы придать глубину формам, на башнях были недавно проведены реставрационные работы, и фигуры были покрыты в нелепые цвета химическими эмалевыми красками! Эти гопурамы, символические горы фигур, где нет ни малейшего свободного места, представляют сцены и персонажей из мифологии индуизма. Самый высокий гопурам храма Минакши – южный – поднимается на невообразимую высоту в 60 м.
Храмовый комплекс ориентирован с запада на восток, с главным входом на восточной стороне. Нанди Мандап, названный Виравасантарайя, находится
перед восточными воротами. Напротив него располагается Пиду Мандап, новый мандап с рядами массивных колонн, изобилующих вырезанными на них мифологическими существами и портретами Наяков, главных покровителей храма. Незаконченный гопурам находится перед Пиду Мандап и состоит из яруса основания гопурама, считается, что его собирались построить еще при Тирумале Наяка. Размеры фундамента свидетельствуют о том, что он был задуман как самый высокий из всех.
Вход в храм осуществляется с восточных ворот, или святилища Восьми богинь. Войдя внутрь, попадаешь в лабиринт, калейдоскоп декора, цвета и сооружений. Магазины и временные лавки торгуют предметами культа и это первое, что бросается в глаза, потому что никто не входит в обитель бога с пустыми руками. Цветы, фрукты, кокосы, камфора и ароматические палочки (агарбатти) – все это можно купить, а также безделушки и сувениры из храма.
Двигаясь в западном направлении внутрь храмового комплекса, приходишь к Пруду Золотого Лотоса. Это прямоугольный водоем со ступенчатыми берегами, ведущими к воде. В центре его находится высокая латунная колонна с фонарем. Водоем окружен колоннадой, которой также славится этот храм. Стены украшены яркими стенными росписями и изображениями разных деяний Шивы, жениха Минакши. Потолок колоннады богато украшен огромными круглыми цветочными медальонами. К сожалению, из-за недавних реноваций, храм приобрел слишком пестрый вид, так как вместо натуральных оттенков использовалась техника самых кричащих цветов. И все же, стоя рядом с водоемом и глядя на открытую полосу неба, с видом на башню гопурама, нельзя не отметить, что это один из прекраснейших видов на храм изнутри.
На западном конце водоема располагается стена ограды святилища Минакши. Внутри содержится множество дополнительных святилищ и «опочивальня», куда каждую ночь помещается «на отдых» изображение мужа Минакши.
К северу от Пруда Золотого Лотоса находится входной гопурам (не такой высокий, как над внешними воротами), ведущий в храм Сундарешвары. Сотни колонных дворов и веранд сгруппированы вокруг этой области, таких как Камбиттари Мандап конца 19 века.
К югу от водоема находится Кальяна Мандап (зал для свадебных церемоний), где ежегодно проходит божественное бракосочетание. Под крышей, в окружении цветочного декора, изображения Минакши и Сундарешвары церемонно сочетаются браком в присутствии храмовых жрецов. Это очень большая честь, и человек считается дважды благословленным, если становится свидетелем и гостем на небесной брачной церемонии.
В северо-западном углу ограды находится Айраккал Мандап, величественный зал с тысячей колонн. Он был превращен в храмовый музей, в котором хранится интересная коллекция каменной и бронзовой скульптуры. В таких храмах было обычным делом хранить несколько бронзовых изображений, которые были подвижны ( в отличие от алтарных образов), и могли использоваться во время фестивальных процессий. Эти изображения наряжали в пышные одежды, драгоценные украшения, цветы, а затем провозили на позолоченных колесницах по улицам, чтобы верующие могли получить божественный даршан.
8 день - поездка в Тричи. Размещение в гостинице..
Древний город в Южной Индии, штат Тамил Наду, 320 км от Ченнай на юг, на берегу священной реки Кавери. Тричи (Тиручирапали, Тиручи) упоминается в записях древнегреческого Птолемея. Это город с сильным влиянием католицизма, фортом с храмом Ганеши и храмовым комплексом Шрирангам (в 3 км), посвящённым местному воплощению Господа Вишну. Город и его главный Рок Форт храм (достигает 83 метров в высоту и стоит на высоком скалистом массиве, круто обрывающимся к старой части города) был построен Наяками из Мадураи. Храм Рок Форт расположен в 2,5 км от центра города, возле реки Ковери. Другие храмы - в 5-7 км от реки. Храмовый комплекс Шри Ранганатхасвами (Шрирангам) начался строиться в средние века. Главный вход в храм с южной стороны был построен в 1987 г. и сейчас возвышается на 73 метра. В 1966 г. храм был взят под опеку ЮНЕСКО. Занимая 60 гектаров и имея 7 концентрических стен и 21 гопурам, он, вероятно, самый большой в Индии. Храмовый комплекс прекрасно сохранился, он имеет резные стены и статуи разным богам, причем главное место отведено Вишну. Храм Шри Тхаюманасвами, посвящённый Шиве, тоже стоит на пути к Рок Форт храму. Храм был назван по имени беременной женщины (как гласит легенда), которая взывала о помощи из-за непосильного труда. Шива появился перед ней в образе её матери и помог при родах. Поэтому Шива стал известен именно в образе матери (тхаюма). К храму ведут 437 вытесанных в камне ступеней
9 день - Осмотр достопримечательностей Тричи и отъезд вТханджавур.
Тханджавур был столицей империи династии Чхола в период с VIII по XIII века. Династия Чхола подчинила себе большую часть территории Южной Индии и Шри Ланки.
ХРАМ БРИХАДИШВАРА Этот величественный храм Шивы был построен в 1003 году правителем Раджараджей I из династии Чхола. Этот храм считается одним из величайших в Индии. Нлавный алтарь посвящен Господу Шиве. Этот храм уникален благодаря вимане (башне, возвышающейся над алтарем) взмывающей в небо, находящейся в окружении гопурам (башни над входом) небольшого размера. Высота виманы – 64,8 метра и насчитывает 14 этажей, позволяя назвать этот храм самым высоким в Южной Индии. Поклонение в его стенах не прекращается на протяжении 1000 лет. Главное помещение храма перекрыто монолитной гранитной плитой. Этот огромный камень перемещали по наклонной плоскости на протяжении шести километров. Шикхара (сферический купол) облагает восьмиугольной формой и покоится на этой гранитной платформе. Тень башни никогда не падает на землю. Во внутреннем алтарном помещении расположена гигантская Маха-линга 3,5 метра высотой и 7,5 метров в обхвате. Эта линга была принесена со дна реки Нармада. Говорится, что извлекая эту лингу из воды, она увеличилась в размере. Это стало причиной получения имени Брихадешвара. В этом храме находятся более 250 линга. Гигантская скульптура быка Нанди (быка Господа Шивы) изготовлена из монолитного камня и считается второй по величине во вмей стране, после скульптуры установленной в храме в Лепакши. Эта скульптура имеет следующие размеры – 3,7 метров в высоту, 6 метров в длину, 2,5 метров в высоту, при 25 тоннах веса. Говорится, что скульптура увеличивалась в размере каждый день до тех пор, пока в спину быку не вбили гвоздь. Имя богини храма – Бриханнаяки. В этом храме установлено Божество Джварахарешвара, контролирующее лихорадку. Считается, что человек, заболевший лихорадкой, избавиться от заболевания предложив Божеству сандаловую пасту. Этот опыт пережили многие люди. Поблизости расположен храм 16 метров высотой, посвященный Господу Субрахманье, стены которого украшены самой изысканной резьбой по камню в Южной Индии. Гопурамы украшают многочисленные скульптуры вайшнавской традиции. За западной стеной расположено огромные озеро Сеппунаик. Озеро Шива-ганга считающееся священным, расположено во дворе храма в середине мандапы 1000 колонн. Этот храм открыт с 6.00 до 12.00 и с 16.00 до 21.00. Вы не сможете войти внутрь алтарного помещения, пока не получите разрешение Археологического Департамента Мадраса. Неиндийцы могут заходить во все помещения, кроме тех, где установлена Шива-линга, а также примыкающих помещений. Рядом с храмом расположен интересный Археологический Музей, в котором выставлены экспозиции, позволяющие составить впечатление о процессе восстановлении храма и лучших временах империи Чхола. Также в музее
выставлена интересная экспозиция скульптур. Музей открыт ежедневно с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00. ДВОРЕЦ ТХАНДЖАВУР. Этот интересный дворец был построен правителями династии Наяка около 1550 года и правителями династии Маратха. Сангитха Махал (Зал Дурбар или Зал Музыки) расположен на первом этаже и представляет собой помещение с уникальной акустикой. Склад оружия 60 метров высотой служил в прежние времена постом наблюдения. С вершины башни открывается замечательный вид окрестностей. Во дворце также находится Библиотека Сарасвати Махал, созданная в 1700 году. В библиотеке собраны 30 000 томов литературы на санскрите, тамиле, маратхи и английском. Большая часть коллекции книг в виде бумажных изданий, хотя некоторые книги записаны на пальмовых листьях. Библиотека открыта ежедневно, кроме среды, с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00. В картинной галерее собрана замечательная коллекция бронзовых божеств и скульптур. Здесь вы увидите 113 гранитных и 250 бронзовых скульптур эпохи Чхола, датируемых IX-XII веками. Также здесь выставлена коллекция изображений на стекле из Танджора. Галерея открыта ежедневно, кроме праздничных дней, с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00. Рядом с дворцом расположен Музей Тамильского Университета, в котором выставлена экспозиция струнных музыкальных инструментов, а также уникальная коллекция монет. 10 день - Возвращение в Махавалипурам, на Коромандельское побережье.
11 -14 день - Трехдневный семинар «Индуизм и наша повседневность». Отдых на побережье.
15 день - Вылет из Чиннай в Москву.